Рисунки клиента Валерия в начале и после терапии. "Моя смерть".

Страх смерти Чиликин Дмитрий Психолог

  • Страх смерти – один из самых частых запросов в практике любого психолога. Вроде бы, кажется, как так получается, что такая, казалось бы, заурядная тема может заставлять людей искать помощи. Ведь понятно, что все мы рано или поздно умрем, и никто от этого не застрахован, но оказывается, что только в определенный момент своей жизни каждый человек по-настоящему осознает этот факт и в этот момент и появляется этот невыносимый своей тяжестью страх смерти – страх перед «Ничто». Я, действительно, с огромным успехом провожу работу в этом направлении и мне доставляет невероятное удовольствие видеть после терапии благодарные и по-настоящему счастливые глаза моих клиентов, наполненные смыслом и любовью к жизни.
  • Далее я немного раскрою процесс формирования этого фундаментального страха и методы работы с ним, которые я применяю. То, что Вы прочтёте далее, может оказать на Вас разный эффект - в зависимости от Вашей близости к принятию экзистенциальных основ уже в данный момент, без психотерапии. Но поверьте, даже, если представленный ниже материал ввергнет Вас в дисфорию или депрессию, не печальтесь - по сути, этот текст - это уже часть терапии, позвоните мне или напишите и запишитесь на первую сессию - и мы пройдём с Вами, может быть долгий, а, может быть, и нет, но самое главное, что эффективный путь к не просто примирению с ожиданием смерти, а мы достигнем намного большего - Вы изменитесь как личность, Ваш взгляд абсолютно на все вопросы в этой жизни изменится - Вы станете сильнее, Вы станете смелее, Вы станете счастливее, Вы преисполнитесь благодарностью к самому себе за уже пройденный Вами путь и будете прикладывать максимально возможное количество усилий, чтобы прожить оставшуюся часть Вашей жизни наиболее качественно, полно и эффективно.
  • Вся история мироздания и человечества зиждется на четырех базовых столпах существования каждого человека в этом мире – смерть, свобода, изоляция, бессмысленность, и каждый из них так или иначе непосредственно влияет на ощущение человеком собственного «Я» в этом мире. Эти четыре данности так сильно переплетены друг с другом, что рассмотрение одной из них в отрыве от остальных, было бы в корне неправильным решением, поэтому мы и рассмотрим их все.
  • Осознание неминуемости смерти – одна из основных причин развития депрессии. Каждый человек искренне и парадоксально верит в свою исключительность - в то, что другие люди смертны, но именно он является исключением. Человек понимает, что он рано или поздно умрет, но понимает он это не на экзистенциальном уровне, он использует такие защиты – как вышеупомянутая вера в собственную исключительность или вера в конечного спасителя (чаще - Бога). В тот момент, когда человек “восстает из погруженности”, “отделяется от природы”, он платит за свой успех – ценой тревоги и депрессии. Истинное осознание неминуемости собственной смерти – невероятно сильный фактор, провоцирующий развитие депрессии, когда человек вдруг осознает, что он – не исключение, осознает, что никто после смерти нигде его не ждет, осознает гнетущую пустоту, которая вдруг застилает ему глаза и впереди – только вечная тьма и ничто, пустота, бездна. Так называемый «страх Ничто» обволакивает каждую клетку организма, каждую мысль, всё подчинено страху пустоты и небытия – естественно, что в таких условиях человек начинает проявлять депрессивные тенденции наряду с суицидальными мыслями, действиями.
  • Свобода, как ни странно, также является фактором, ведущим к депрессии, по причине неминуемой связки с таким понятием как ответственность. Ведь невозможна свобода без ответственности – корреляция между этими двумя понятиями – практически абсолютная. Человек, не осознающий этого, в силу своего естества борющийся за свободу, мечтающий о ней, и в то же время всеми силами перекладывающий ответственность на других, неминуемым образом попадает в лапы депрессии. Он просто не осознает, что чем больше свободы он получает, тем большую ответственность ему предстоит на себя взять. Каждое наше мгновенье жизни – череда решений, в чем также состоит свобода, и соответственно, в каждый этот самый момент человек принимает на себя ответственность за то решение, какое он принял. И, если решения не сильно значимы, то до какого-то времени данное сосуществование диады свобода-ответственность проистекает более-менее в приемлемой форме для человека, но при наступлении точки на континууме жизненного пути принятия важного решения, человек начинает метаться – какое решение ему принять и чем пожертвовать, ведь любое, абсолютно любое решение влечет за собой ответственность. Даже решение «ничего не решать и оставить всё как есть» - это тоже решение и наряду с ним – ответственность. Осознавать ответственность - значит осознавать творение самим собой своего “Я” - своей индивидуальной судьбы, своих жизненных уникальных ситуаций, чувств, страданий – всего, что и составляет в совокупности свое «Я». Пока человек не осознает свою ответственность за всё с ним происходящее – без исключения – терапия с ним невозможна в принципе – до тех пор ответственность за свою дисфорию пациент будет возлагать на кого-угодно – на родителей, супруга, терапевта, на любого другого человека, но не на себя.
  • Экзистенциальная проблема изоляции человека в свете размышлений экзистенциально-аналитической теории предстает не только и не столько в части межличностных отношений, а в первую очередь вся её исключительность и важность осознания для человека проявляются в более глубоком смысле – в так называемой «сепарации от мира». Как известно, человек рождается в этом мире в одиночестве и умирает в одиночестве и никто и ничто в глобальном смысле никогда его не поймет. Человек оторван с момента начала своего существования не только от окружающих, но и от самого мира. Момент осознания этого факта является крайне тяжелым испытанием для психики человека – наряду со страхом смерти. Экзистенциальная изоляция – это долина одиночества, по которой человек идет ОДИН с момента рождения и до самой смерти. Точка осознания этого факта – по сути является переворотом в психике любого человека, ведь всё то время жизненного пути, бывшее до этого момента, человеком воспринималось иначе – он думал, что никак не одинок, что вокруг него – семья, друзья, на небе – Бог. И в момент пронзительного чувства одиночества и тотальной космической изоляции человек погружается в депрессию. В этом феномене также присутствует «страх Ничто», уже знакомый нам по проблеме смерти.
  • И также этот вездесущий «страх Ничто» ласково переносит нас к последнему фундаментальному основанию нашей жизни – к бессмысленности всего происходящего, осознание которой крайне часто приводит человека к депрессии. Так называемая экзистенциальная фрустрация или по-другому – экзистенциальный вакуум – пустыня бессмысленности, по которой бредет человек в одиночестве к своей смерти. Последнее, что могло бы как-то утешить человека на этом пути – смысл его жизни – он отсутствует. Люди рождаются миллиардами и умирают миллиардами – без начала и конца. Всё, что кем-то было создано – со временем превращается в прах, как и сам человек превратится в прах. Если же человек посмотрит на проблему наличия смысла в жизни “из центра туманности”, как говорил в 19-м веке Шопенгауэр, то он будет взирать на бренность этого мира с такой дистанции, что неминуемо придет к выводу: нет смысла стремиться к какой-либо цели, от которой через мгновение не останется и следа. В мои задачи и входит помощь в обретении человеком своих собственных целей, смыслов и задач, которые будут сиять для него в перспективе, несмотря на взгляд вглубь истории человечества из той самой "туманности" Шопенгауэра.
  • Эти 4 экзистенциальные основы переплетены в тесных объятиях своего существования и в моменты их осознания человек со своей психикой подвергается поистине жестокому прессингу, что приводит к утрате смысла и депрессии.
  • Венцом всех переживаний по поводу этих экзистенциальных данностей является именно страх смерти – именно осознание конечности, страх перед «Ничто» попросту раздавливает человека, создает ситуацию, когда каждая дальнейшая секунда кажется бессмысленной и более того – даже мысль об этом также не несёт в себе абсолютно никакого смысла и никакой ценности – ведь скоро ничего не станет, всё погрузится в мрак. Такие мысли часто озвучивают мои клиенты на сессиях в начале процесса терапии.
  • В экзистенциальном подходе основным методом интервенций психолога является так называемая экзистенциальная беседа. Экзистенциальная беседа — это метод исследования человека в его единстве с миром, благодаря ей я пытаюсь определить, каким образом и в какой мере участвует человек в своей собственной жизни, как он переживает тот или иной момент своего существования, как делает жизненные выборы, как принимает за них ответственность. Я затрагиваю в беседе такие важные моменты, как поиск смысла существования, свободу выбора и ответственность перед собой и миром, поднимаю вопрос качества жизни человека. Целью экзистенциальной беседы является — помощь клиенту обрести смысл собственной жизни, помочь осознать личностную свободу и ответственность перед миром и собой, открыть свои стремления, желания и возможности как личности в полноценном общении. В вопросе неминуемой смерти я стараюсь подвести пациента к пониманию того, что время оставшейся жизни – бесценный дар и по большому счету не так важно сколько времени у человека осталось – месяц, год, или десятилетия – существует множество примеров, когда индивид совершает невероятно сильный экзистенциальный прорыв в сознании за очень непродолжительный период времени – но нужно отметить, что чаще всего причиной этому служит или встреча с возможной смертью, когда человек наконец-то понимает всю её реальность на экзистенциальном уровне, когда растворяются в небытии его защиты, действовавшие в нём до этого момента, или точка понимания близкой смерти, когда человек узнает, что неизлечимо болен. В вопросах свободы терапевт учит клиента умению принимать на себя ответственность – ответственность абсолютно за всё происходящее с ним, он объясняет, что ответственность – это дар – это возможность делать выбор, возможность быть по-настоящему живым. И вопрос возможной ошибки при неверном выборе настолько незначителен, что не идет ни в какое сравнение по своей значимости с тем, что человек с гордо поднятой головой принимает на себя ЕГО собственное бремя ответственности, по сути именно в этот момент он имеет право сказать, что он Человек – принимая на себя ответственность за выбор решения, неминуемо отказываясь от чего-то иного, ведь выбора без умерщвления чего-то ранее существовавшего не существует. Беседуя с терапевтом об изоляции, об одиночестве, клиенту придется принять некую фоновую тревожность (при успешном течении терапии), по сути – смириться с тотальной изоляцией его от окружающих и от мира в целом, но в то же время терапевт доносит до пациента желательность межличностных контактов (теплых и искренних) – когда, можно сказать, что два «брата или сестры по несчастью» общаются и тревога экзистенциального вакуума немного отступает, ведь отношения исцеляют...Нужно отметить, что принятие экзистенциальной тревоги - в принципе - как данности при осознании индивидом экзистенциальных столпов существования – является нормальным процессом. Также важным шагом терапии является помощь пациенту напрямую обратиться к экзистенциальной изоляции, исследовать ее, окунуться в эти чувства одиночества и потерянности. При рассмотрении вопроса поиска смысла жизни терапевт призывает не пытаться смотреть на себя из «туманности космоса», когда все идеи и стремления отдельно взятого человека да и всего рода человеческого выглядят настолько бесполезными, тщетными, не имеющими смысла, что бывает очень тяжело переключить внимание пациента на текущие повседневные дела. Я пытаюсь сделать именно это – включить человека в жизнь, объясняю, что смысл человеческой жизни у каждого – свой и только сам человек имеет возможность проявить его для себя. Нужно понять, что время – по сути своей, имеет абсолютно разное качество, разное измерение – бывает, что несколько секунд длятся для человека дольше, чем несколько лет – и именно в эти секунды может произойти то, что будет являться самым главным в жизни человека, а отсюда рождается мысль – оставшиеся 1 год - 5 лет - 15 лет – это много или мало и становится ясно, что это никак не мало – нужно постараться быть благодарным самому себе за уже прожитые годы и вложить всё, что возможно, в те мгновения, которые ещё у нас есть в запасе.
  • По причине невозможности рассмотрения отдельных аспектов данной проблемы, терапия осуществляется по всем четырем направлениям. Также дополнительно к экзистенциально-гуманистической направленности терапии я применяю техники когнитивно-бихевиоральной модальности, чтобы максимально быстро снять острые переживания клиента. Великолепные результаты показывает при работе с данной проблемой EMDR (ДПДГ) - (Десенсибилизация и переработка движениями глаз) — интегративный психотерапевтический подход, базирующийся на нейробиологии мозга, позволяющий справиться со страхами и последствиями перенесенных психологических травм, рекомендованный Всемирной Организацией Здравоохранения как один из наиболее эффективных видов психотерапевтических интервенций.
  • Из довольно оперативных и эффективных методик могу рекомендовать следующую технику, которую я с успехом применил у клиента, рисунки которого Вы могли видеть в начале данного раздела (на рисунках Вы можете наблюдать невероятный прогресс в ощущениях приближающейся смерти – от жутких памятников в начале терапии до прекрасного, спокойного, умиротворяющего пейзажа с урной с прахом на рисунке после терапии). С помощью техники падающей стрелы был выявлен промежуточный страх нахождения в гробу со всеми вытекающими из этого подробностями, в связи с чем было принято решение пригласить на следующую сессию его взрослых детей и при моём поручительстве наказать им в обязательном порядке после смерти сжечь его тело в крематории, а прах развеять на его любимой горе в стране средиземноморского бассейна (в целях конфиденциальности – не разглашаю детали). Клиент был очень рад такой перспективе, по его личному признанию – теперь он, по его словам, практически не боится смерти – ведь после неё ему предстоит ещё один важный и красивый ритуал с участием самых дорогих для него людей, он, можно сказать, что каждый день по-своему готовится к нему. В его смерти для него появился определенный смысл. Но нужно отметить, что данные техники – сугубо индивидуальны для каждого человека – то, что поможет одному, другому может повредить, поэтому лучше, конечно, позвонить и записаться на консультацию. Тем более, что нужно понимать, что вышеописанный случай – по сути, является созданием новой защиты для клиента, а целью терапии всё же мы рассматриваем постепенное принятие клиентом всех экзистенциальных данностей, от которых никуда нам всем не уйти.
  • Длительность терапии предугадать до первой нашей с Вами встречи невозможно – кому-то достаточно 2-3 сессий, кто-то ходит ко мне уже третий год - но в данном случае, по признанию самих клиентов – их целью является уже давно не терапия, а просто – возможность порассуждать на интересные и волнующие нас с ними темы.
Дмитрий Чиликин

Клинический психолог

Психолог когнитивно-поведенческого и экзистенциально-гуманистического подходов в индивидуальном и семейном психологическом консультировании

Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги

Образование:

Когнитивно-поведенческая психотерапия (Магистратура - «Московский институт психоанализа», г.Москва)


Клиническая психология (по направлениям профессиональной деятельности: патопсихологическая диагностика и психотерапия, нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение, клинико-психологическая помощь ребенку и семье, психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология, психология здоровья и спорта - «Московский институт психоанализа», г.Москва)


Нейропсихологическая помощь: теория, диагностика, коррекция («Санкт-Петербургский институт ДПО для психологов и психотерапевтов», г.Санкт-Петербург)


Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений развития в детском возрасте («Московский институт психоанализа», г.Москва)


Психологическая работа с состояниями, возникшими вследствие воздействия травматического стресса (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Центр экстренной психологической помощи МЧС России (ЦЭПП МЧС), г.Москва)


Методы интегративной психотерапии нарушений коммуникативных процессов, страхов и фобий («Московский институт психоанализа», г.Москва)


Когнитивно-поведенческая терапия тревоги и беспокойства («Психодемия», г.Москва)


Психология когнитивных процессов («Психодемия», г.Москва)


EMDR - Eye Movement Desensitization and Reprocessing – ДПДГ - десенсибилизация посредством движения глаз («Психодемия», г.Москва)


IFS - The Internal Family Systems Model - Системная семейная терапия субличностей («Психодемия», г.Москва)


ACT - Acceptance and commitment therapy – Терапия принятия и ответственности («Психодемия», г.Москва)


Нарративная практика («Психодемия», г.Москва)


Расстройства пищевого поведения: диагностика и психотерапия («Психодемия», г.Москва)


Целеполагание и профессиональное мышление в психологическом консультировании и психотерапии («Психодемия», г.Москва)


Техника работы с последствиями травмы («Психодемия», г.Москва)


Эффективность психотерапии («Психодемия», г.Москва)


Профессия психолог-консультант («Психодемия», г.Москва)


Профессия детский психолог («Психодемия», г.Москва)


Секс-терапия («Психодемия», г.Москва)


Программа «Psychoanalysis for life» - «Психоанализ для жизни» («Московский институт психоанализа», г.Москва)


Направления научной деятельности:

Консультирование взрослых, детей, подростков и семейное консультирование, возрастная психология, актуальные вопросы психосоматики, техники гипноза в психотерапии, изучение эффективности EMDR-терапии при применении когнитивно-бихевиоральных техник, работа с зависимыми и созависимыми, нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение, расстройства пищевого поведения, проблемы дифференциации диссоциативного расстройства идентичности, функциональная асимметрия головного мозга и психическая деятельность в норме и патологии у детей и взрослых.

ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НИЖЕ ЦЕНЫ - БАЗОВЫЕ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНЫ В СТОРОНУ УМЕНЬШЕНИЯ.
ЕСЛИ ВАШ КЕЙС ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ТРУДА, А ТАКЖЕ В СВЯЗИ С КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЕЙ СЛУЧАЯ ЦЕНА МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ В МЕНЬШУЮ СТОРОНУ. НА ОСНОВАНИИ ПОКАЗАНИЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СЕССИИ МОЖЕТ БЫТЬ СОКРАЩЕНА ВДВОЕ ПРИ СООТВЕТСТВУЮЩЕМ СОРАЗМЕРНОМ УМЕНЬШЕНИИ СТОИМОСТИ СЕССИИ.
ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НИЖЕ ЦЕНЫ - БАЗОВЫЕ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНЫ В СТОРОНУ УМЕНЬШЕНИЯ.
ЕСЛИ ВАШ КЕЙС ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ТРУДА, А ТАКЖЕ В СВЯЗИ С КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЕЙ СЛУЧАЯ ЦЕНА МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ В МЕНЬШУЮ СТОРОНУ. НА ОСНОВАНИИ ПОКАЗАНИЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СЕССИИ МОЖЕТ БЫТЬ СОКРАЩЕНА ВДВОЕ ПРИ СООТВЕТСТВУЮЩЕМ СОРАЗМЕРНОМ УМЕНЬШЕНИИ СТОИМОСТИ СЕССИИ.
  • Проведение сессии
    Очно - Москва
    (м.Парк Культуры - 3 мин.пешком)
    Онлайн - весь мир
  • Длительность сессии
    2 акад.часа - около 90 минут
  • Цена сессии
    Очно - 20000р/сессия.
    Онлайн - 15000р/сессия.
    In English:
    Face-to-face - $300/session.
    Online - $250/session.
  • Особенности
    Патопсихологическая диагностика и нейропсихологическая диагностика
    входят в стоимость

Дмитрий Чиликин.

Клинический психолог.

телефон для записи:

+7 (985) 700-99-75


адрес кабинета:

Москва, ул. Тимура Фрунзе, 20

(м.Парк Культуры - 3 мин. пешком)

Made on
Tilda